Жатва в Красной Подгоре.
Вполне отчетливо за многие годы выявились любимые места художника, те, что будят в нем творческий интерес. Поэтому, многие его произведения объединяет в своеобразные циклы не только жанр или сюжет, но и география. Значительное время своеобразной мастерской ему служило село Красная Подгора Красноспободского района. Чуть ли не два десятилетия в уборочную страду он приезжал сюда работать. Среди хлеборобов завел многочисленных знакомцев и даже друзей. С Владимиром Осиповым приятельствовали многие годы. Ездили в гости друг к другу, на семейные торжества. Первый раз Виктор Андреевич приехал в эти края с группой коллег. Впоследствии ежегодно приезжал один. Работать художнику приходилось в поле, под открытым небом. Как и его героям, каковыми можно назвать и хлеборобов, и саму ниву. Виктор Андреевич писал портреты уставших, покрытых загаром и золотистой хлебной пылью механизаторов, агрономов: «Передовой комбайнер В. Осипов» (1985), «Агрономы Н.С. Пиксин и В.А. Волков на жатве» (1982). Равноправным персонажем таких полотен является и само поле, и колосящееся, и сжатое, и вспаханное. Именно та или иная характеристика поверхности земли позволяет обозначить поступь времени в устремленности пространств. Здесь художником используются все излюбленные композиционные приемы. Неторопливое развертывание движения по диагонали приглашает в просторы обозримые - «Апрель» (1977), «Село Красная Подгора» (1987), «Вешняя вода» (1989). Большей глубины перспективы добивается В. Беднов, выстраивая воронкообразное движение линеарных элементов к центру холста. Оно останавливается на определенной точке, за которой ближнее пространство прячется и вновь возникает в глубине, где движение уже отсутствует: «Весеннее поле» (1970), «Вечерний этюд» (1985), «Весна в деревне» (1992). Очевидно, что и в этих небольших работах содержатся размышления о том, что для каждого человека его малая родина является отдельной, совершенно особой планетой. Вот и в холсте «Сельский вечер» (2006), одном из показанных на крупных выставках последнего времени, композиция строится вокруг круто спускающегося к реке холма, по террасам которого ровными вереницами, как по заданной орбите, идут стада, вкруг подножия выстроилось селение. То же соседство реки, поймы, крутого берега, та же заселенность бытового пейзажа в работе «Сенокос» (2004), но эта привольная картина трактована как часть безбрежного пространства. Вышеназванные «Сенокос» (2004), «Сельский вечер» (2006) относятся к задуманному циклу «Сельские мотивы» над которым автор много работал. Собирая материал и, по заведенной у мастера привычке, накапливая необходимую эмоциональную энергию, все теплое время года проводит он в местах своего детства - Примокшанье. Вначале цикл натурных пейзажей был назван «Мокшанские этюды», но постепенно границы очередной «мастерской» конкретизировались и цикл был переименован в «Кочелаевские этюды». За несколько сезонов появился целый каскад превосходных работ, демонстрирующих необыкновенную даже для этого блестящего мастера маэстрию. Написано несколько десятков пейзажей, волей автора вовлекающих зрителя в вихрь настроений природы и человеческих эмоций. И вновь подтверждающих неизбывно оптимистическую трактовку художником всего сущего на Земле. По большому счету, оптимизм живописца идет не от незнания проблем села, периодически преодолевающего серьезные сложности, а, скорее, от осведомленности, от глубинной веры в то, что в конечном итоге все беды уходят, и жизнь на земле будет продолжаться в своем естественном развитии, возвращаться во все времена к неизменным ценностям, к каковым Виктор Беднов относит и красоту природы, и гармоничное, комфортное пребывание человека в ауре нашей зеленой планеты. Ведь «земля извечно молода, и зори вечно босы, и вечно пляшут мотыльки под детскую свирель» (Н. Тряпкин). Преданность искусству не ограничивалась у В.А. Беднова только занятиями живописью. Натура деятельная, инициативная, он не жалел ни сил, ни времени когда они требовались Союзу художников. Дважды его избирали председателем правления СХ Мордовии, много раз он входил в состав Правления и занимался проблемами организации выставок, работы с молодыми художниками, да и других дел было переделано немало. Что повлекло за собой привлечение к еще более ответственным обязанностям - в рядах членов Правления Союза художников России, Союза художников СССР. Не говоря уже о постоянных назначениях в составы выставкомов - республиканских и зональных. О многом говорит и то, что В.А. Беднов избирался делегатом целого ряда съездов художников России, СССР. И даже в детской художественной школе успел поработать, чем еще раз подтвердил свое небезразличие не только к сегодняшнему, но и завтрашнему дню художественной культуры родной республики. Главное же для В.А. Беднова - его искусство. Душа художника по-прежнему растворяется в любимом деле, слушает дыхание жизни и переводит его на язык живописи. В планах все те же поездки на пленэр, работа до самозабвения в мастерской - все то, что позволяет мастеру творить свою жизнеутверждающую повесть. У многих живописцев есть заветные места, где они создавали свои лучшие произведения. И.И. Левитан был покорен Плесом на Волге, Ф.В. Сычков и А.А. Пластов воспевали малую родину Кочелаево и Прислониху. Для В.А. Беднова источником вдохновения стал наш мордовский край, его люди. В разных районах республики побывал он с этюдником и ранней весной, и знойным летом, и осенью с ее прощальной красотой, и в студеные зимние дни. Немало прекрасных пейзажей привез из этих поездок. А его главные тематические полотна: «Шокшанские косари», «Мордовская ярмарка», «Беление холстов», «Из прошлого. День памяти», «Сенокос» - тоже «родились» после встреч с людьми, изучения их жизни и быта. В мастерской таких картин не придумаешь. Все они - итог ярких впечатлений, огромного труда по сбору этюдного материала, его творческого осмысления. Жаль, что в последние годы поездки на этюды за пределы Саранска становятся большой редкостью для художников. Для Виктора Андреевича они необходимы всегда. Особую роль в его творческой биографии сыграло село Красная Подгора Краснослободского района. По историческим меркам древним его не назовешь. В 1869 - 1894 годах крестьяне из села Аракчеево переселились на это место, расположенное в полутора километрах от Мокши и в восьми - от Краснослободска. Обжились, назвали село «Новое Аракчеево». С этим именем оно просуществовало до 1940 года, когда его переименовали в Красную Подгору, подчеркнув живописность местности. Почти двадцать лет приезжал сюда Виктор Андреевич на этюды. Почему же так «прикипело» его сердце к этим местам? «Я родился в селе, и в моем творчестве основная тема - сельская. Сюда, в колхоз «Свободный труд» первый раз я попал в 1978 году. И тогда огромнейшее впечатление произвела на меня жатва. Это самое горячее и самое ответственное время у хлеборобов. Возникло желание поближе познакомиться и с этим хозяйством, и с людьми. Посмотреть повнимательнее на их работу, их быт, чем они здесь, так сказать дышат. И написать картину о них в форме группового портрета или индивидуальные портреты трактористов, комбайнеров. Народ здесь очень интересный, работящий. Для меня «Свободный труд» это не только «Красная Подгора», где находится центральная усадьба колхоза, а вся земля, которую я объездил. Здесь и Мордовское Маскино, и Потякши, и Тустатово, и Желтоногово. Все эти небольшие деревни входят в хозяйство. Люди здесь очень трудолюбивые, отличаются высокой дисциплиной, требовательностью к себе. И если, допустим, говорить о том, на каких началах у них идет соревнование во время уборки урожая, то я заметил такую особенность: соревнование основывается, прежде всего, на взаимовыручке, взаимопонимании и поддержке. Это мне особенно полюбилось. И я не видел, чтобы для кого-то из комбайнеров какие-то исключительные условия, чтобы вывести в передовые. Все работают на равных. И при какой-то малейшей неисправности каждый старается оказать другому помощь. Эта черта мне показалась особенно приятной. Сейчас я уже знаком с очень многими передовиками колхоза: кузнецами, комбайнера-ми, шоферами, слесарями. Побывал у них дома в гостях, посмотрел их быт. Много мы разговаривали на самые разные темы. Народ здесь любознательный и для меня, художника, очень привлекательный. Моя задача заключается в том, чтобы сделать ряд характерных портретов такого уровня, чтобы можно было показать их на наших выставках и за пределами Мордовии. Думаю, что с этой задачей мне сами жители села помогут справиться. На зональной выставке, которая проходила в Рязани в 1980 году, было показано несколько работ, посвященных именно этим местам и людям. Там были представлены портреты кузнеца Петра Даниловича Хныкина, комбайнера Николая Герасимовича Кудашкина, ряд пейзажей. Некоторые работы прошли на Всероссийскую и Всесоюзную выставки. Считаю, что моя задача была в какой-то мере выполнена, и работы оценены хорошо». Это интервью мы записали летом 1983 года в Красной Подгоре, когда снимали с кинооператором А.Е. Абалкиным и звукорежиссером А.Н. Посадским киноочерке художнике. Жил он тогда на машинном дворе, чтобы быть поближе к хлеборобам, общаться с ними. Чувствовалось, что Виктор Андреевич до тонкости знает их проблемы, и они относятся к нему как к другу. Сейчас частенько можно встретить, мягко выражаясь, ироничное отношение к советскому периоду развития изобразительного искусства нашей страны. Портреты тружеников села, рабочих называют «заказными». Конечно, были такие. А разве сейчас их нет? Но портреты сельчан из Красной Подгоры В.А. Беднова «заказными» и «парадными» назвать нельзя, хотя, безусловно, писал он передовиков колхозного производства. А что в этом плохого? Вот молодой, статный, элегантно-небрежный в выцветшей рубашке стоит на фоне золотой нивы Володя Осипов - передовой комбайнер. Он недостоин внимания художника? Или обветренные выразительные лица опытных мастеров уборки урожая Петра Алексеевича, Н.Г. Кудашкина не интересны? Заботы бригадира Н.Ф. Волкова, агрономов Н.С. Пиксина и В.А. Волкова нас не волнуют? А ведь эти люди, как и многие другие, думают о том, как собрать и сберечь зерно, чтобы всегда был у нас свежий хлеб на столе. И они не прошли мимо зоркого глаза художника, который написал их очень искренно и эмоционально. Если собрать веера-боты В.А. Беднова, созданные в Красной Подгоре, получилась бы замечательная выставка, поучительная для некоторых эстетствующих горожан. Вместе со своими героями Виктор Андреевич тоже «сражался» за урожай на своих холстах: «Хлебное поле», «Жатва. Полдень», «Знойный день», «На жатве», «Хлеб», «Поля убраны», «На току», «Сжатое поле». И совершенно удивительное «Хлебное море» 1993 года. От сильных порывов ветра волнуется нескошенная нива, а пастозная живопись прекрасно передает это движение. Охристые тона плотной массы спелых колосьев бурными волнами уходят в синюю даль, контрастирующую с ясным голубым небом. И это волнение захватывает нас, зрителей... У Николая Тряпкина есть стихотворение «Рожь», которое в какой-то мере отражает те чувства, которые испытываешь перед стихией «Хлебного моря» и другими работами о жатве Виктора Беднова: Рожь ты волнистая, рожь ты густая, Поле широкое, небо высокое, Рожь да пахучий кусток молочая. Рожь да березки, да синь с поволокою. Рдяный пикульникна гребнях суглинка, Вспорхи внезапно взлетающих стрепетов. Рожь да столбы, да кривая тропинка, Рожь да простор в замирающих трепетах. Что там услышится в шелестах тайных? Вздох ли какой? Или песня без голоса? Машут спокойные крылья комбайна, Желтый дымок поднимается с колоса. Рожь ты тенистая, рожь навесная, С белой пушинкой - далекой, безродною. Рожь, да проселок, да кромка лесная, Тихое солнце над речкой холодною. Где-то парнишки ушли по призыву. Стихли за пылью бурливые росстани. Рожь да платки матерей молчаливых. Рожь да столбы, да пути перекрестные. Где-то звучит опустевшая кринка. Где-то воды на снопах еще не пито... Рожь да березки, да гребни суглинка. Рожь да простор в замирающих трепетах. Рожь ты волнистая, рожь ты густая, Мерные шумы да тень переходная. Что же ты шепчешь, к ногам припадая? Речь задушевную? Повесть народную?.. «Когда я первый раз попал в Красную Подгору, - вспоминал Виктор Андреевич, - я был удивлен жатвой. Никогда не видел столько зерна у нас в Мордовии. Тогда колхоз «Свободный труд» собрал самый огромный урожай за всю свою историю. Нигде не видел такого тока, как там. Как быстро подвозили зерно, перерабатывали и увозили на элеватор в склады! Мне хотелось быть во всех точках: на полях, на току - везде. Это было грандиознейшее зрелище! Но меня поразили люди, их отношение к работе. Я подружился с ними, был в их семьях, жил у них, много беседовал. Они меня на свадьбы приглашали, на проводы в армию, на похороны... Я с ними был и остаюсь в друзьях. И когда мне говорят, что эта тематика непригодна для сегодняшних выставок - это абсолютнейшая глупость. Другое дело, как художник выразит тему, что он скажет и каким образом. Вот тогда уж можно будет поспорить. Поэтому, извините, я зацепил этот вопрос не ради оправдания, ни в коем случае. Я защищаю тех людей, которым посвятил свои работы: их портреты, их труд, их хлеб». Прошло много лет с тех пор, когда мы были на съемках в Красной Подгоре. Но я хорошо помню, как под палящим солнцем Леша Абайкин снимал жатву, Толя Посадский устанавливал ветрозащиту на микрофон, чтобы запись получилась чистой, а Виктор искал нужный ракурс для выразительного этюда уборки урожая. Все были молоды, полны энтузиазма и любви к своей профессии... «Верность своей теме» - так назвали мы телеочерк. Эти слова - девиз творчества талантливого живописца и принципиального человека Виктора Андреевича Беднова. Инна Ивановна Видяева, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Республики Мордовия .